Рентабельность инвестиций ROI: что это, формула и примеры расчета, калькулятор
Питер Линч сказал: «Успех в инвестировании измеряется не размером портфеля, а по его доходности». Для определения эффективности размещения капитала используют метрику ROI – рентабельность инвестиций. Показатель помогает понять, какую прибыль или убыток принесли инвестиции, полученные в результате вашего решения о покупке или продажи активов. Хотите всегда получать прибыль от инвестиций? Узнайте, что такое рентабельность инвестиций (ROI), как рассчитывается и чем полезен этот показатель.
Краткое содержание статьи
Что такое рентабельность инвестиций (ROI)?
Термин ROI (на англ. return on investment) в дословном переводе означает «окупаемость инвестиций». Этот показатель используется для оценки эффективности или прибыльности инвестиций и сравнения различных инвестиционных инструментов. По-другому его называют коэффициентом окупаемости или коэффициентом возврата инвестиций.
Показатель ROI рассчитывается как отношение полученной чистой прибыли к вложенной сумме инвестиций. По данным бухгалтерского учета в качестве финансового результата используются полученные проценты, прибыль или убыток, в управленческом учете – чистая прибыль или убыток. Инвестиции – это сумма активов, капитала, долгосрочные или краткосрочные вложения.
Что такое ROI простыми словами? По своей сути этот показатель отражает, сколько прибыли получено с 1 рубля инвестиций и характеризует:
- окупаемость инвестиций;
- прибыль или убыток получен за период.
Рентабельность измеряется в процентах, реже в дробном выражении или в виде статистического индекса.
Как рассчитывается показатель ROI: формула и примеры расчета
Рентабельность инвестиций позволяет сопоставить и оценить эффективность вложений капитала в разные проекты, но формула расчета универсальная:
Если значение равно 0, то прибыль не была получена. Если ROI отрицательный, то это значит, что инвестиции были убыточные. Чем больше значение, тем больше прибыли получено.
Рассмотрим пример расчета ROI по инвестициям в акции.
Инвестиции в покупку акций, руб. | 100 060 |
Полученные дивиденды, руб. | 8000 |
Доход от продажи акций (куплены по цене 100.06 руб, проданы по цене 102 руб.) | 1940 |
Расходы (комиссия Мосбиржи и брокера, налог) | 1352,82 |
Чистая прибыль | 8587,18 |
ROI | 8,58% |
Расчет в excel можно провести с помощью ввода формулы:
При наличии можно указать ссылки на финансовую отчетность.
Калькулятор ROI
Для расчета коэффициента окупаемости инвестиций удобнее использовать калькулятор. Для расчета необходимо указать 3 значения – доходы, расходы и первоначальные вложения.
На портале forbes вы найдете расширенный калькулятор с указанием нормы доходности, периода, дополнительных инвестиций, ставки налогообложения и др.
Рассмотрим пример расчета ROI при покупке доходной квартиры стоимостью 2 500 млн. руб. и последующей сдачей в аренду посуточно за 1 500 рублей, при регулярной загрузке в месяц 80%.
Рассчитаем ROI для недвижимости:
Запас на непредвиденные расходы – 12 000 рублей.
Доход от аренды (в год) = (1500 х 30)х80% Х 12 – 12 000 = 420 000 рублей.
ROI = 420 000 / 2 500 000 * 100% = 16,8%.
Окупаемость затрат = 2 500 000 / 420 000 = 5,95 лет.
А если сравнивать с размещением данной суммы на депозит, то недвижимость рентабельнее: 16,8% выше средней ставки по депозиту, которая не превышают 9,5%.
Чем полезен этот коэффициент?
Ценность ROI заключается в его универсальности и простоте. Он помогает определить рентабельность инвестиций в самые различные классы активов: ценные бумаги, недвижимостью, банковские депозиты, долговые обязательства.
Расчет простой и его можно применить в любой сфере не только для определения результатов деятельности и принятия решения до вложения средств. При отрицательной или нулевой рентабельности проект следует отклонить, так как есть риск получения убытка.
Для принятия решения по проекту можно рассчитать доходность за предыдущие периоды и определить динамику ROI – если он всегда положительный и имеет тенденцию к росту, то в проект нужно вкладывать.
Нормативные значения: какой ROI можно считать хорошим?
Нормальный показатель устанавливается ориентировочно по каждой отрасли с учетом специфики деятельности. Например, при сезонных продажах в новогодние праздники – ROI будет очень высокий, но не будет отражать реальную эффективность бизнеса.
Таблица – Интерпретация значений ROI
Значение ROI, % | Рентабельность инвестиций |
Больше 30 | Сверхрентабельный |
20-30 | Высокорентабельный |
5-20 | Среднерентабельный |
1-5 | Низкорентабельный |
0-1 | Порог рентабельности/безубыточный |
0 | Убыточный |
Какой же ROI считать хорошим? Во многом ответ на этот вопрос зависит от толерантности инвестора к риску, текущего уровня инфляции в стране, а также временного промежутка, через который будет получена прибыль. При прочих равных условиях консервативные инвесторы скорее всего согласятся на более низкую рентабельность инвестиций в обмен на меньший риск. Исторически средний показатель ROI для S&P 500 составляет около 10% в год. Однако в пределах этого показателя могут наблюдаться значительные колебания в зависимости от отрасли.
Виды коэффициентов рентабельности
Рассмотрим основные коэффициенты рентабельности, которые путают с ROI, как их считать и что они показывают.
ROA, ROS, ROFA, ROE – показатели, которые дадут ответ на вопрос, окупятся вложения или нет. Если ROI учитывает все вложения в бизнес, то ROMI и ROAS – только затраты на рекламу и маркетинг.
ROAS – (на англ. return on ad spend) – переводится дословно как «обратный возврат» и оценивает, сколько выручки принесли вложения в рекламу, проще говоря – окупаемость затрат на продвижение. Вместе с ROAS рассчитывают показатель ДРР (долю рекламных расходов).
Формулы расчета показателей:
В рекламных кабинетах сервисов Яндекс и Google рассчитывают один из этих показателей, так как в сервис занесены расходы рекламного бюджета и доход с заказов при переходе по ссылкам.
Если реклама не окупается, то необходимо найти причину и устранить ее.
Таким образом, ДРР и ROI отличаются друг от друга. Разница заключается в том, что ДРР учитывает только затраты на рекламу, а ROI – все расходы бизнеса.
ROMI (на англ. return on marketing investment) – в переводе означает «возврат с маркетинговых инвестиций». Другими словами это оценка эффективности инвестиций в маркетинг: печать рекламной полиграфии, работа копирайтеров и видеографов, запуск контекстной рекламы в Яндекс. Директ, SMM, онлайн-активности.
Проще говоря, формула помогает рассчитать окупаемость маркетинговых расходов, тогда как ROI – окупаемость всего бизнеса.
Часто на практике все показатели называют ROI, не вдаваясь в детали и содержание показателей.
При расчете эффективности определяют показатель ROS (на англ. return on sales) – рентабельность продаж. Он характеризует отношение чистой прибыли к выручке. Иногда его называют маржой чистой прибыли.
ROS показывает, какая доля прибыли остается в распоряжении предприятия. Чем значение выше, тем эффективнее бизнес.
Например, в одном магазине прибыль за квартал составила 10 млн. руб., в другом 10 млрд., но выручка в первом всего 30 млн., во втором – 100 млрд. Согласно формуле, рентабельность первой компании составляет 33,3%, а второй всего 10%. Это означает, что первый бизнес рентабельнее второго.
ROA (на англ. return on assets) переводится как «возврат с активов» и обозначает долю чистой прибыли к вложенным в активы средствам:
Показатель поможет понять, на какую отдачу стоит рассчитывать инвестору.
Рентабельность капитала показывает эффективность использования собственного капитала и определяется по формуле:
На основании показателя принимают решения о распределении капитала, которые значимы для собственника бизнеса и акционеров.
На производственных предприятиях важную роль при оценке эффективности хозяйственной деятельности играет метрика ROFA (на англ. return on fixed assets) – в переводе означает «возврат с фиксированных (постоянных) активов».
Расчет производится по формуле:
Рекомендуется к расчету для предприятий металлургии, машиностроения, нефтегазовой переработки и др., так как в балансе отражены активы с длительным сроком эксплуатации
Плюсы и минусы
Любой финансовый показатель имеет плюсы и минусы для инвесторов и владельцев бизнеса.
Преимущества ROI:
- Простота и универсальность расчетов. Можно использовать для сравнения результатов между периодами, сравнивать значения разных компаний.
- Учет всех доходов. Учитывает долгосрочные, инвестиционные и прочие доходы, а не только прибыль от основной деятельности. Оценивает финансовое состояние компании.
- Контроль результата. Возможность отследить эффективность принятого решения и внести корректировки, если расчет будет отрицательным.
- Адаптивность. Применяется во всех сферах экономики.
Недостатки показателя:
- Нет объективности. Не отражает общее состояние эффективности деятельности и необходимо дополнительно рассчитывать другие коэффициенты.
- Отсутствие прогнозных значений. Нельзя посчитать значение на будущее, чтобы понять потенциал инвестиционного проекта. Можно оценить рентабельность уже размещенного капитала.
- Связь с бухгалтерской и управленческой отчетностью. Так как все значения берутся из баланса или отчета о прибылях и убытках, то результат зависит от системы ведения учета и налогообложения на каждом конкретном предприятии.
Как использовать ROI инвестору?
Инвесторы используют показатель прибыльности для принятия решений о диверсификации портфеля или его увеличении.
Чаще всего расчет делают инвесторы, которые размещают капитал в собственном бизнесе или на рынках:
- недвижимости;
- фондовом;
- финансовом (частные займы, депозиты);
- венчурном (вложение в стартапы).
Основные мероприятия для увеличения ROI:
- Снижение расходов. Проведите анализ расходов самостоятельно или привлеките кризис-менеджера для оптимизации статей расходов.
- Увеличение прибыли. Открывайте новые рынки сбыта, расширяйте виды деятельности и ассортимент.
- Диверсификация затрат. Распределяйте расходы пропорционально проектам и занятой численности персонала.
- Повышение лояльности клиента. Введите дисконтные программы и бонусы за достижение объема продаж – мотивируйте на повышение объема покупок.
- Тщательная аналитика. Оперативный анализ показателей, внедрение даш-бордов позволят получать много полезных данных для принятия управленческих решений.
- Последовательность. В рамках одного рекламного проекта ведите потенциальных клиентов только к рекламируемому продукту, не нужно предлагать весь ассортимент. Только профильный маркетинг дает хороший результат.
- Эффективные рекламные каналы. Анализируйте эффективность разных каналов. Не концентрируйтесь на одном источнике трафика. Пробуйте и определяйте все способы привлечения клиентов и роста продаж.
ROI – важный, но не единственный мультипликатор для оценки окупаемости инвестиций. Рентабельность инвестиций ограничена тем, что она не учитывает временные рамки, альтернативные издержки или влияние инфляции на доходность инвестиций, которые являются важными факторами, влияющими на итоговый финансовый результат.
Выгодные предложения банков
*Реклама
- Как вывести деньги с Wildberries на карту - 13 июня, 2024
- Как набрать подписчиков в Telegram: 13 способов - 27 апреля, 2024
- МегаФон Таргет – обзор сервиса таргетированной рекламы - 19 апреля, 2024