Кассовый разрыв: что это, причины, риски, как закрыть
Бизнес работает эффективно и приносит прибыль, но средств на счетах не хватает для расчета по обязательствам, оплаты аренды помещения или выплаты заработной платы? С причинами нехватки средств нужно разбираться и ликвидировать их, так как постоянные нарушения сроков оплаты приведут к потере деловой репутации, штрафам со стороны партнеров и банков и банкротству.
Разберемся, что такое кассовый разрыв, в чем причины его появления, как решить вопрос с недостатком оборотного капитала на текущие потребности в бизнесе максимально выгодно и эффективно.
Краткое содержание статьи
Что такое кассовый разрыв бюджета простыми словами?
Кассовый разрыв – это временное отсутствие денежных средств на счете ИП или юридического лица в тот момент, когда необходимо исполнять обязательства. Простыми словами, нужно оплатить аренду или счет за товар, а денег нет. Нехватка или отсутствие денег могут быть даже у прибыльного бизнеса. Средства от контрагентов поступят рано или поздно, но нарушение сроков оплаты приводит к дополнительным расходам (штрафы, пени, отсутствие скидок).
Как рассчитать: формула и примеры
Расчет кассового разрыва производят по формуле:
где:
ОДС – остаток денег на счете на конец периода;
ДС – баланс счета в начале периода;
П – поступления на счет за период;
Р – расходы.
Если возникает отрицательное значение, значит образовался кассовый разрыв.
Расчет производят ежедневно, особенно когда отсутствуют установленные дни поступления средств и оплаты.
В формулу следует заложить непредвиденные расходы, которые составляют не более 10% от общей суммы платежей за 1 день. Даже если такие траты не предвидятся – заложенная сумма будет выступать так называемым «неприкосновенным запасом» (НЗ).
В таком случае формула будет выглядеть так:
Рассмотрим пример расчета, который можно составить в таблице формата excel
Таблица – Расчет кассового разрыва на 1 день
Операция | Поступление | Расход |
Сальдо (остаток) на начало периода | + 150 000 | |
Поступление от ООО «Ромашка» | + 180 000 | |
Поступление от ООО «Астра» | + 200 000 | |
Выплата заработной платы | – 270 000 | |
Оплата аренды | – 30 000 | |
Оплата поставщику | – 250 000 | |
Незапланированные расходы 10% | – 55 000 | |
Сальдо (остаток) на конец дня | – 75 000 |
Причины появления
Причин низкой ликвидности может быть несколько и вызваны они различными ситуациями – сезонность, дебиторская задолженность за прошлый период, превышение нормативных товарных запасов, ошибки при планировании ассортимента.
Основные причины разрывов:
- Дебиторская задолженность – задолженность покупателей перед Компанией в случае предоставления отсрочки платежа. Эта сумма считается выручкой, хотя фактически деньги еще не поступили на расчетный счет. Компания рассчитывает получить эти деньги согласно условиям договора, но, если покупатель не оплатит вовремя, произойдет кассовый разрыв.
- Сезонность. Мороженое, средство от комаров и для защиты от солнца покупают летом, канцелярские товары — в августе и сентябре, цветы – 8 марта, деликатесы — перед новым годом, а отдых на побережье — только в период с мая по сентябрь. По многим направлениям бизнеса отмечается падение выручки с января по май и с октября по декабрь. Если выручки нет – любые расходы становятся непосильными.
- Ошибка при формировании ассортимента или превышение нормативного товарного запаса. Например, при планировании закупки допустили ошибку или поддались на уговоры поставщика, чтобы поучаствовать в акции и купили вместо 50 упаковок лимонада – 100, а лето закончилось и лимонад останется на складе до новогодних праздников. Склад будет постепенно заполняться, а денег для расходов остается все меньше.
- Отсутствие планирования бюджета. Компании ведут планирование без учета внешних факторов и не анализируют покупательский спрос. Например, ожидают, что елок к новому году продадут на 5 млн. руб., при себестоимости 3 млн. руб. Но они спросом не пользуются из-за низкого качества и их продали только на 2 млн. руб. Возникнет разрыв на 1 млн. руб.
Характерные признаки
Первый и основной признак кассового разрыва – отрицательное значение при расчете между входящим и исходящим денежными потоками в операционной деятельности.
Формула денежного потока:
Где – денежный поток от операционной деятельности;
– входящий денежный поток;
– исходящий денежный поток.
Основные статьи поступления и расходов по операционной деятельности:
- Оплата от покупателей.
- Закупка товара или сырья для производства.
- Коммерческие и организационные расходы (содержание офиса и складских помещений).
- Выплата заработной платы.
- Оплата налогов и процентов по кредиту.
Рассмотрим пример в сфере по продаже детских игрушек. В декабре объемы продаж очень большие, так как все покупают подарки, поэтому на расчетном счете на начало года было 15 млн. руб. Начало года не сезон – деньги потрачены и игрушки не пользуются спросом до гендерных праздников – 23 февраля и 8 марта. Операционные расходы составляют 5 млн. руб. в месяц (аренда, зарплата, связь, налоги, закупка товара)
Таблица – Пример расчета потока от операционной деятельности, млн. руб.
Месяц | Остаток на начало периода | Приход | Расход | Денежный поток |
Январь | + 15 | 0 | 5 | – 5 |
Февраль | + 10 | 2 | 5 | – 3 |
Март | + 7 | 3 | 5 | – 2 |
Апрель | + 5 | 1 | 5 | – 2 |
Май | + 2 | 2 | 5 | – 3 |
Июнь | – 1 | – | – | – |
В июне возникнет кассовый разрыв, при том что в качестве расходов мы взяли фиксированную сумму. Если они будет увеличиваться, то проблемы появится раньше. Проблему можно предугадать в динамике, так как ярко выраженной сезонности нет, и заранее принять контрмеры. Например, сделать распродажу в январе новогодних товаров и аксессуаров, а с апреля продавать товары для прогулок на улице и летний ассортимент, оптимизировать расходы.
Как выйти из кассового разрыва: способы и полезные инструменты
Кто хочет – тот ищет способ. Собственники бизнеса ищут, как предотвратить или сократить кассовый разрыв, ведь понимают, чем он опасен и к чему приводит.
Основные виды финансирования:
- заем на краудлендинговых платформах. в пример можно привести “Поток” (Potok Digital), Jetlend. Принцип сотрудничества простой – компания размещает заявку на займ. После проверки ее модераторами она размещается на рынке первичных размещений. После этого происходит сбор транша от инвесторов. Деньги можно получить в течение 1-4 дней. Преимуществ сотрудничества – моментальное принятие решение по заявке, быстрое получение нужной суммы денег, минимальный пакет документов.
- кредитование, овердрафт или бизнес-карту моно получить в банке, в зависимости от потребности. Если деньги нужны периодически – удобно пользоваться картой, если требуется постоянный остаток на счете – овердрафт, который банк пополняет при достижении минимального порога на счете, или обычный кредит.
- факторинг – финансовая услуга для получения отсрочки платежа. Если нет денег на оплату счетов, заключите договор факторинга. По договору фактор-финансовая компания оплатит счета, а после поступления денег на расчетный счет вернете ей долг. Например, платформа СберФакторинг берет незначительную комиссию от 0,1% за свои услуги, а отсрочку по оплате предоставляет до 30 дней.
Не совершайте этих ошибок!
Нехватка денег может натолкнуть на принятие необдуманных и невыгодных решений.
Самые распространенные ошибки, допущенные для покрытия разрывов в деятельности предприятия:
- Повышение цен на популярные товары – временный и неэффективный способ. Цены и так растут ежедневно, но любое изменение заставит покупателя искать, где дешевле, что приведет к снижению выручки.
- Продавать основные средства. Как правило срочная продажа происходит по цене ниже рынка, а значит есть риск неполучение прибыли и отсутствие возможности ведения бизнеса без проданного оборудования. Например, станок не использовался 3 месяца и был продан, а при поступлении большого заказа выполнить его на оставшихся мощностях не получится.
- Скидка на товары, которые давно лежат на складе. Выручка вырастет, но продать шампанское в августе по 100 рублей за бутылку не выгодно, ведь в декабре цена возрастет до 500 рублей. Сиюминутная выгода поможет как экстренный «одноразовый» способ, а привлеченные клиенты больше не придут если «аттракцион щедрости» не будет повторятся периодически.
- Сокращать бюджет на рекламу. Меньше рекламы – меньше клиентов. Грамотное продвижение и маркетинг способны привлечь клиентов, и если их отменить, то покупатели перестанут покупать товары совсем. И в будущем потребуется больше денег на раскрутку, чтобы вернуть на рынок.
Указанные способы реализуются за счет будущей прибыли. Такие способы часто применяют на маркетплейсах для увеличения объема продаж.
Как избежать надвигающихся проблем?
Для предотвращения проблем рекомендуем следующие мероприятия:
- Контролируйте дебиторскую задолженность. С отсрочкой заключайте договоры после проверки деловой репутации и платежеспособности покупателя. Установите лимиты задолженности на каждого клиента.
- Подключите электронный документооборот (ЭДО). Экономия почтовых расходов и времени на передачу оригиналов для оплаты. Использование ЭДО должно быть учтено в договоре или дополнительном соглашении.
- Ведите платежный календарь. Таблица в 1С или excel с учетом прогноза будущих поступлений и расходов. Например, в период с 15 по 25 число по договору должна поступать оплата, значит в этот период платите зарплату или налоги. Планирование осуществляйте с запасом + 5 дней на поступление, так как клиент может нарушить график. Обязательно сверяйте план с фактом и корректируйте его, чтобы выйти на реальный график и предотвратить образование кассовых разрывов.
- Создайте финансовую подушку. Пандемия и наступление определенных событий показали, что должны быть накопления на непредвиденные случаи. Откладывайте часть дохода каждую неделю или ежемесячно, чтобы решить любые проблемы – от устранения кассового разрыва до внезапного дорогостоящего ремонта техники. Хранить подушку целесообразнее в высоколиквидных инструментах — на депозитах или накопительных расчетных счетах.
- Введите гибкую ценовую политику. Например, скидку при оплате авансом или бонус покупателю при своевременной оплате по графику отсрочки. При нарушении сроков оплаты – штрафные санкции и повышение цен на следующие закупки. Дополнительно использует предварительное уведомление о сроке платежа по телефону или на адрес электронной почты.
- Обсудите условия поставки товаров. Если постоянно не хватает денег на своевременную оплату поставщикам обсудите рассрочку платежа или оплату частями, согласно графика поступления денег. Например, оплата по счету не 500 000 руб., а 2 раза по 250 000.
- Распределите приоритетность платежей. Составьте рейтинг платежей по срочности и последствиям просрочки, оцените финансовые риски. С высоким рейтингом платежи оплачивайте в приоритете. Например,
- кредиты, для сохранения кредитной истории и исключения штрафов;
- поставщикам за сырье, чтобы не было остановки производства;
- налоги, для исключения пени и внеплановых проверок.
Низкий приоритет у расходов на проведении кооперативов, закупки офисной техники и обучения сотрудников.
Чтобы избежать кассовых разрывов, введите планирование на предприятии, а для их предотвращения выберите удобный и выгодный финансовый инструмент.
Топовые карты рассрочки
*Реклама
- Как вывести деньги с Wildberries на карту - 13 июня, 2024
- Как набрать подписчиков в Telegram: 13 способов - 27 апреля, 2024
- МегаФон Таргет – обзор сервиса таргетированной рекламы - 19 апреля, 2024